Как и в случае традиционных финансовых активов, биржи играют ключевую роль на криптовалютном рынке. Именно биржи могут стать препятствием для стремительно формирующегося мира цифровых активов. На первый взгляд они очень похожи на фондовые площадки — сводят продавцов с покупателями и участвуют в процессе установления цен. Однако у них есть и серьезные отличия, подвергающие инвесторов рискам, которые те не осознают в полной мере. Это беспокоит регуляторов и приводит к появлению новых типов бирж, лишенных этих недостатков.
Чем похожи и чем отличаются фондовые и криптовалютные биржи?
Они выполняют одинаковую функцию — обеспечивают оборот активов — но на этом их сходство заканчивается. Криптобиржи хранят активы инвесторов и взимают комиссии. На обычных рынках эти функции выполняют брокеры. В результате прибыльность криптовалютных бирж значительно превышает рентабельность традиционных.
Например, в 2017 году вторая по величине криптобиржа Японии, Coincheck, почти сравнялась по прибыльности с Japan Exchange Group — оператором крупнейших в стране рынков акций и производных инструментов. Еще одно важное отличие состоит в регулировании: за фондовыми рынками жестко следят надзорные органы, в то время как цифровые в большинстве юрисдикций предоставлены сами себе.
Какие риски возникают из-за этих различий?
Защита, характерная для фондовых рынков, не существует на криптовалютных. Самая большая потенциальная опасность для инвестора — возможность потерять все свои деньги из-за атаки хакеров или банкротства биржи.
Так, в январе Coincheck лишилась токенов почти на 500 млн долларов, а в июне в Южной Корее были взломаны две криптобиржи. С середины 2014-го несколько бирж закрылись, в том числе после взлома (включая Mt. Gox, когда-то крупнейшую криптовалютную биржу мира), деятельность других была остановлена властями.
Куда деваются украденные токены?
Это один из самых странных аспектов этих краж. Поскольку транзакции с биткоинами и многими другими криптовалютами публичны, легко увидеть, на какой адрес поступили украденные монеты.
Воры могут попытаться «отмыть» деньги с помощью сервиса вроде ShapeShift, позволяющего торговать криптовалютами без предоставления персональных данных, или конвертировать их в более анонимную валюту, такую как Monero. Однако ShapeShift, публикующий все сделки в своей платформе, заблокировал адреса, связанные с кражей 500 млн долларов в январе. Также существуют сервисы, «перемешивающие» транзакции и тем самым скрывающие отправителей/получателей, однако часто украденная сумма настолько велика, что легализовать ее таким образом очень сложно.
Как могут защититься инвесторы?
Они могут держать свои цифровые токены в персональных кошельках или так называемых холодных хранилищах. Однако обычно они не склонны так поступать.
Активные трейдеры поступают иначе: делят свои активы на несколько частей и распределяют их по различным биржам. Некоторые платформы пытаются повысить безопасность торговли. Например, Gemini Trust воспользовалась услугами корпорации Nasdaq по мониторингу за потенциально опасными сделками с биткоинами и эфирами.
Как насчет правительственного надзора?
Власти во всем мире только начинают осознавать преимущества и опасности криптовалют, и их реакция неоднозначна. В прошлом году Япония ввела систему лицензирования цифровых бирж; Китай, когда-то являвшийся глобальным центром криптоторговли, серьезно ограничил их работу. Крошечное средиземноморское государство — Мальта — изо всех сил старается стать международным криптовалютным центром. Для этого его власти разрабатывают соответствующие нормативные акты.
Что делают регуляторы, чтобы защитить инвесторов?
Инвесторы часто слышат от властей предупреждения, особенно в отношении изменчивых цен и возможности потерять все активы. Многие регуляторы требуют от бирж не проводить листинг токенов, являющихся ценными бумагами и подпадающих под действие соответствующих законов. В марте глава Банка Англии Марк Карни заявил, что пора положить конец «криптовалютной анархии» и привести отрасль к стандартам, характерным для остальной финансовой системы.
В апреле генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнейдерман потребовал от 13 бирж предоставить информацию о внутренних контрольных механизмах и способах защиты клиентов. Глава криптобиржи Kraken Джесси Пауэлл раскритиковал его усилия и сказал, что лицензирования, регулирование и манипулирование рынками не имеют значения для большинства криптотрейдеров.
Как реагируют биржи?
Фундаментальными изменениями. Возникает новое поколение площадок, тесно придерживающихся либертарианских идеалов блокчейна. Известные как децентрализованные торговые площадки, эти биржи не хранят средства клиентов и просто сводят покупателей с продавцами, позволяя проводить сделки самим инвесторам. По своей сути такие биржи представляют одноранговые платформы. По мнению Келвина Вонга, энтузиаста децентрализованных бирж и директора по связям с общественностью фонда OAX, подобная структура повышает прозрачность работы и структуры комиссий по сравнению с текущей моделью. Фонд занимается разработкой децентрализованных торговых площадок.
Децентрализованные биржи — будущее криптовалютной торговли?
Ответ на этот вопрос зависит от того, кому вы его задаете. Сэм Табар, стратег AirSwap, открывший собственную децентрализованную биржу в апреле, считает, что главной темой этого года станет миграция трейдеров на новые площадки. Чиа Хок Лаи, президент Singapore Fintech Association, отмечает, что у нового типа бирж существуют свои недостатки, например, меньшее удобство пользования и низкий уровень технической поддержки. Дэвид Ли, автор «Руководства по цифровым валютам» («Handbook of Digital Currency»), убежден, что через 5−10 лет подавляющая часть торгов криптовалютами будет проходить именно на децентрализованных площадках.
Источник: cryptocurrency.tech
Discussion about this post