Старейшая русскоязычная биржа криптовалют BTC-e (с сентября 2017 года – WEX), основанная еще в 2011 году на заре расцвета криптовалютной индустрии, в последние дни снова привлекла к себе всеобщее внимание. После закрытия в июле прошлого года биржа смогла встать на ноги и сохранить по крайней мере часть самого главного своего актива – лояльных пользователей. Текущий 2018 год выдался для биржи нелегким, и последние события говорят о том, что самые серьезные проблемы площадки только начинаются.
Приостановка выкупа долговых токенов BTC-e в конце апреля дала пищу для самых разных слухов, но только через два месяца плотина секретности была, наконец, прорвана и начала появляться информация о внутренних делах биржи, неприятно поразившая ее клиентов. Уже в ближайшие недели мы вероятно узнаем – выживет ли легенда российской индустрии криптовалют, или ее богатая событиями история подойдет к концу.
Краткая предыстория
BTC-e стала первой русскоязычной биржей криптовалют и достигла пика популярности в 2014 году, после краха MtGox уверенно заняв место в ТОП-5 площадок, торгующих криптовалютами за доллары. В последующие годы ее несколько оттеснили более мощные конкуренты, но биржа смогла сохранить основную часть аудитории. Несмотря на анонимность владельцев и несколько попыток взлома, BTC-e пользовалась полным доверием трейдеров и вплоть до лета 2017 года сохраняла позицию главного “шлюза” между фиатным и криптовалютным миром для большей части русскоязычного сообщества.
После того, как в июле прошлого года в Греции был арестован
Александр Винник по обвинению в отмывании $4 миллиардов долларов (позже фигурировала сумма до $9 миллиардов), быстро появилась
информация о том, что он является совладельцем BTC-e. В этот же день биржа ушла
в оффлайн, а через несколько дней сделала официальное заявление об изъятии сотрудниками ФБР своего серверного оборудования, на котором находились базы данных и кошельки сервиса. При этом площадка упорно продолжала отрицать связь с Винником, несмотря на документы, опубликованные американскими правоохранительными органами, подтверждающие тесную связь операций Винника с BTC-e и его почти неограниченный доступ к внутренней «кухне» биржи.
Публично доступная информация об этих событиях довольно отрывочна и не полностью достоверна, тем не менее большая ее часть подтверждена официально. Минюст США выдвинул против Александра Винника и биржи BTC-e ряд официальных обвинений, включая нелицензированную торговлю криптовалютами, незаконные финансовые операции и отмывание биткоинов, украденных с биржи MtGox, а также Bitcoinica, Bitfloor, возможно и других площадок. Чуть позже FinCEN оштрафовала биржу на 110 миллионов долларов. Предоставленную Минюстом США информацию частично подтвердила независимая группа экспертов WizSec, которая провела собственное расследование «по горячим следам».
В конце августа 2017 года BTC-e опубликовала
план перезапуска площадки и в середине сентября вернулась под именем WEX, при этом новая биржа была официально зарегистрирована в Сингапуре, полностью отрицая связь с BTC-e и ее бывшими владельцами в лице зарегистрированной на Сейшельских островах компании Canton Business Corporation. Тем не менее, новая биржа «добровольно» взяла на себя обязательства вернуть все средства, потерянные клиентами BTC-e. Новым владельцем и генеральным директором WEX был объявлен Дмитрий Васильев, якобы проводивший все переговоры о покупке BTC-e, передаче инфраструктуры и сохранившихся активов по электронной почте, а сделка была проведена анонимно. Разумеется, эта версия не вызвала прилива доверия в сообществе, но никто не стал обострять вопрос.
Базы данных пользователей и операций, а также активы в криптовалютах были практически полностью восстановлены из резервных копий, потеряны оказались только фиатные депозиты в банках, поскольку востребовать их оказалось некому. Интерфейс площадки и ее функциональность практически не изменились, войти на биржу можно было под прежним логином и паролем BTC-e. Кроме того, лояльных пользователей ждал приятный сюрприз: на балансы было зачислено 61.79% в исходных валютах и 38.21% в токенах, тогда как изначально предполагался возврат в соотношении 55%/45%. Неожиданный «бонус» появился после того, как часть клиентов согласилась на предложение забрать 55% прежнего депозита заранее и снять все претензии к бирже по возврату оставшихся 45%.
Последующие 9 месяцев биржа работала относительно спокойно, постепенно выкупая долговые токены, однако в апреле их выкуп приостановился, а условия ввода и вывода средств сталипонемногу ухудшаться, что вызвало беспокойство у трейдеров.. Но «гром» грянул значительно позже.
Тихая продажа и скачки на курсах
В первых числах июля на РБК появилась пространная статья о о возможной покупке WEX Дмитрием Хавченко – бывшим ополченцем ДНР из Крыма, за которым предположительно стоит Константин Малофеев, председатель совета директоров группы компаний «Царьград». Впрочем, Хавченко настаивал на том, что действует самостоятельно и покупает биржу исключительно на собственные средства. Кроме того, по сведениям РБК, биржу планируется перерегистрировать в одной из непризнанных республик, а ее коллектив перебазировать в Крым.
Большая часть этой информации осталась неподтвержденной, однако она взбудоражила российское криптовалютное сообщество и обвалила цены долговых токенов BTC-e, выкуп которых WEX возобновила спустя несколько дней. Одновременно биржа в Твиттере официально опровергла эти слухи, но отметила, что готова рассмотреть инвестиционные предложения, которые будут направлены на дальнейшее развитие платформы, подразумевающее выкуп токенов, поддержку новых торговых пар и улучшение клиентского сервиса. Но в таких ситуациях правда всегда находится где-то посередине, и не следет полностью доверять как «инсайдерской» информации, так и официальным заявлениям – как правило, обе стороны прикрывают детали, которые могут оказаться весьма значительными.
Вскоре после появления новости о покупке биржи и ее опровержения, курс BTC и других криптовалют на WEX начал все сильнее расходиться с ценами на остальных криптовалютных площадках. Определенная разница накапливалась уже в течение нескольких месяцев, но она была еще не настолько заметной, чтобы появился повод бить тревогу. Но после 10 июля процесс вышел из под контроля, так как биржа резко повысила комиссии на вывод фиатных валют, на большинстве направлений она достигла 10% и более. К вечеру 11 июля цена биткоина на WEX достигла $8 999, в то время как на других платформах она держалась в районе $6 200 – $6 400.
Как и следовало ожидать, неожиданный всплеск вызвал предположение
отраслевых СМИ о том, что у WEX либо начались проблемы с платежеспособностью или с обслуживанием в банках, либо биржа готовится к закрытию. Тем более, что 9 июля в Твиттере биржи появилось сообщение о «плановых технических работах»,назначенных на 12 июля. Следует напомнить, что именно «техническими работами» BTC-e объясняла уход сайта в оффлайн в первые часы после ареста Александра Винника, страшная правда всплыла только на следующий день. Поэтому, поневоле напрашиваются аналогии с MtGox, и очень многие сходные обстоятельства послужили основанием для этих утверждений.
Конец слухам и домыслам попытался положить номинальный, но уже по сути бывший директор биржи Дмитрий Васильев, опубликовавший развернутое, но не слишком конкретное объяснение на своей странице
в Facebook 12 июля. В своем сообщении он возложил вину за проблемы биржи на ее новых владельцев, в частности упомянул вице-президента по развитию организованной торговли цифровыми финансовыми активами РАКИБ Дмитрия Сутормина.
По словам Васильева, с конца 2017 года Сутормин «представлялся администратором биржи и осуществлял покупку и продажу кодов WEX в любых объемах». Именно этим он объясняет разницу в курсах – большим количеством кодов на рынке, которые были перепроданы, не будучи подкрепленными достаточным обеспечением в фиатных валютах. При этом курс растет, так как желающих продать криптовалюту немного, и она остается единственным реальным способом вывести средства с площадки. Всплеск курса биткоина и других криптовалют можно объяснить в первую очередь их скупкой крупными клиентами для вывода средств с биржи.
Кроме того, 4 июля, когда были зафиксированы первые серьезные расхождения курса WEX по отношению к другим биржам, основатель ICO BANK Михаил Жуховицкий выразил
свое мнение по поводу происходящего. Он написал, что после сложившейся ситуации у WEX «нет и не будет человеческого ввода фиата», и что вывод средств будет возможен только через «мутные» P2P-обменники электронных денег, выдерживающие только маленькие объёмы. Помимо этого, он отметил, что «в целом, суть биржи сейчас сводится исключительно к продаже кодов». Впрочем, BTC-e изначально служила шлюзом для обмена рублей самых разных оттенков серого на криптовалюты и обратно.
12 июля Жуховицкий также прокомментировал
сообщение Васильева и поддержал версию причастности Сутормина к продаже «ничем не обеспеченных кодов». Он написал:
«Сутормин – большой молодец! Поясню. Барыжничество битком на опте приносит 0.5-1%. Риски высокие, геморроя много. Не благодарное дело. А тут человек продает ничем не обеспеченные коды. Т.е., воздух, профит 100%. Кто-то хотел купить биток. Купил у Дмитрия коды. Теперь заплатит за свою неосмотрительность в выборе партнера ещё 30% и более. Но, опять-таки, Сутормин – просто публичное лицо и на бирже ничего не решает».
Васильев считает, что у биржи еще есть шанс вернуться к успешной работе, но уже без его участия. На сегодняшний день Дмитрий Васильев – фактически единственное публичное лицо, что-то знающее внутренних делах WEX. Хотя сейчас он фактически заявляет, что уже с конца 2017 года у руля биржи находятся другие люди, это не мешало ему еще в июне представляться генеральным директором WEX и делать вид, что дела биржи идут в гору.
Ко всей этой информационной каше можно прибавить еще одну деталь: именно в период новых затруднений на бывшей BTC-e появилась информация об экстрадиции Александра Винника, на этот раз во Францию, что фактически является промежуточным этапом для его передачи в США. Скрипач оказался больше не нужен?
Дилемма для клиента WEX: ждать или бежать?
Итак, сейчас главный вопрос для всех, кто имеет большой или маленький депозит на бирже WEX: бежать, не считаясь с потерями, или ждать, пока «все образуется» и биржа вернется к нормальной работе? Что происходит с биржей, временные трудности, которые вскоре разрешатся, или это начало конца? 12 июля биржа провела обещанные технические работы и вернулась к почти нормальному функционированию с небольшими изменениями в интерфейсе, торговля работает по-прежнему, но с выводом средств имеются определенные проблемы, и сроки их решения неизвестны.
Что известно на текущий момент?
Кто управляет WEX, на данный момент достоверной информации нет. Единственным указанием на теперешнюю команду биржи можно считать Дмитрия Сутормина, но неизвестно, участвует ли он в принятии решений. Однако продажу биржи или ее передачу на других условиях можно считать подтвержденной. Отсюда и заявления в Твиттере WEX о том, что сейчас ее продажа [уже] не рассматривается, выглядят вполне правдиво, хотя подобную политику можно назвать иезуитской. Но определенные факты налицо:
-
Расхождения в курсах криптовалют между WEX и другими биржами несколько снизились, но все еще составляют 15-20%
-
Ввод криптовалют работает в обычном режиме, но вывод возможен только для ZEC, NMC, PPC, NVC и USDT (с курсовой разницей с долларом до 30%). Для всех остальных криптовалют вывод заморожен более суток назад и сроки его возобновления не обозначены.
-
Из ввода и вывода фиатных валют полностью исключены все методы с участием банков. Ввод возможен только через Яндекс.деньги, AdvCash, Payeer, Perfect Money и еще несколько систем денежных переводов. Вывод фиатных валют работает только через WEX-коды, но комиссия в обменниках, которые все еще их принимают, составляет от 12% до 25%
-
По словам Дмитрия Васильева, WEX по своему местонахождению в Сингапуре полностью игнорирует запросы от регулирующих и правоохранительных органов, а также поданные против нее судебные иски.
Что делать клиентам биржи?
При косвенном характере всей имеющейся информации сложно делать хотя бы сколько-нибудь обоснованные выводы. И все же, продажу [или передачу другим способом] WEX людям, причастным к ДНР и ЛНР, с достаточной вероятностью можно считать уже совершившейся. Это значит, что теперь она сможет реально функционировать только на территории России и союзных с ней стран, включая набор непризнанных республик. Но сотрудничество с крупными западными банками и инвестиции от различных венчурных фондов для WEX теперь закрыты навсегда. Банки и любые юридические лица из других государств, особенно зависимых от Запада, иметь с ней дела больше не будут. Очевидно, этим и объясняется исключение банковских переводов из методов ввода и вывода на бирже.
Следовательно, даже при самом лучшем варианте развития событий обороты биржи значительно упадут и вряд ли вернутся к значением начала года, а тем более объемам BTC-e. Массовое бегство трейдеров, опасающихся банкротства биржи, уже произошло и сейчас уже вероятно затухает, но криптовалютные резервы по всей видимости значительно истощились. Именно этим может объясняться отсутствие вывода по основным криптовалютам. Старые или новые владельцы биржи уже показали, что умеют ориентироваться в таких обстоятельствах и использовать панику в своих интересах. К таким более или менее честным способам отъема денег у неуверенных в себе клиентов можно отнести, например, предложение досрочного возврата 55% депозита с отказом от претензий к оставшейся доле, токенизацию долга и его выкуп по сниженным ценам, нынешнюю частичную блокировку вывода средств с взлетом цены “нужных” криптовалют и т. д. Можно даже рискнуть предположить, что просочившаяся в СМИ информация о продаже биржи и последовавшая за этим паника была еще одним искусным ходом, так как рано или поздно ее в любом случае было необходимо обнародовать. Но «неожиданно просочившийся инсайд», разумеется, возбуждает публику гораздо больше, чем официальное сообщение.
Умрет ли биржа окончательно в ближайшее время? Вряд ли, так как если бы такие планы у новых владельцев имелись – это бы уже произошло. Но постепенное затухание (или «убийство бизнеса» по терминологии Дмитрия Васильева) – один из вероятных сценариев, если не придут большие деньги для обмена на криптовалюту изнутри РФ. Фактически, единственный шанс на выживание для WEX – снова стать шлюзом-обменником для России и непризнанных республик, но уже на полулегальном уровне. Но такая перспектива более чем туманна.
Исходя из вышеизложенного – для тех, кто держит на WEX весомые для себя средства, лучшим на сегодняшний день выходом будет выход в доступных для вывода активах с наименее возможными потерями, пока такая возможность еще имеется. Но для людей с крепкими нервами – это еще один шанс заработать на панике и купить наиболее пострадавшие активы, включая долговые токены BTC-e – судя по всему, новые владельцы биржи также не откажутся от обязательств по их выкупу, так как отказ окончательно похоронит репутацию биржи. Сейчас остается ожидать возобновления вывода основных криптовалют. Если этого не произойдет в ближайшие несколько дней – то ситуация на бирже действительно хуже некуда, и лозунг «спасайся кто может» будет самым актуальным.
Источник: bits.media
Discussion about this post