Сегодня весь рунет облетела сногсшибательная новость о том, что один из бывших сотрудников платежной системы QIWI (в большинстве публикаций он назван CTO – техническим директором) в 2011 году всего за три месяца с помощью терминалов компании якобы «намайнил 500 000 BTC», которые при среднем курсе на то время около 10 долларов стоили, соответственно, $5 миллионов, а сейчас – более 4 миллиардов долларов.
Это сообщил генеральный директор QIWI Сергей Солонин сегодня на лекции в Московской школе коммуникаций MACS. Полная версия лекции изложена на rb.ru, а позже ресурс vc.ru обратился в пресс-службу Qiwi за разъяснениями. Там сообщили, что таинственный технический директор был «обычным разработчиком», а добытые таким сомнительным путем биткоины якобы «безвозвратно утеряны».
По словам Солонина, служба безопасности компании заинтересовалась повышенной нагрузкой на терминалы и постоянно идущим с них трафиком даже в тех местах, где обычно проявлялась слабая активность, и в результате расследования вышли на вышеуказанного сотрудника. На тот момент компания располагала примерно 100 000 терминалов, и можно предположить, что большая их часть или даже все они были задействованы в майнинговых операциях.
Сергей Солонин выражается крайне эмоционально:
Больше всего меня поразила сумма: он за три месяца намайнил 500 тысяч монет, и это стоило $5 млн. А сейчас это стоит миллиарды долларов. Но на тот момент $5 млн были для меня большой суммой, и я подумал: «Ни фига себе тема! Мы вот не знаем, как на этих дурацких терминалах три копейки заработать, а тут золотая жила!»
После этого в ответ на требование передать добытые биткоины компании, так как они были сгенерированы с использованием ее оборудования, этот сотрудник просто принес заявление на увольнение и ушел. Лишившись источника наиболее ценной информации об организации распределенного майнинга, ИТ-отдел QIWI приступил к разработке собственной программы, но за время ее создания сложность добычи биткоинов выросла настолько, что терминалы в майнинге оказались уже бесполезны.
Спустя шесть лет генеральный директор Qiwi публично выразил сожаление:
Сейчас кажется: наверное, надо было с ним как-то договариваться, за $5 млн все это покупать, потому что сейчас это какие-то катастрофические деньги.
На этом достоверно известная информация фактически исчерпывается, оставляя поле для интерпретаций.
Комментарий Bits.media
В этой новости прекрасно буквально все: таинственная анонимная кибервалюта, сумрачный гений русского хакера, необычайно покладистый работодатель и миллиарды долларов из воздуха. Печально только то, с какой скоростью подобная информация распространяется по сети, включая профильные СМИ и федеральные информационные агентства, без малейшей проверки на достоверность. Спустя почти десять лет после возникновения биткоина он по-прежнему окружен ореолом таинственности и вокруг него распространяются самые немыслимые мифы. Попробуем разобраться в ситуации, исходя из имеющейся публичной информации.
Допустим, после обнаружения незаконного майнинга на оборудовании компании неназванный сотрудник на самом деле «хлопнул дверью и ушел», прихватив с собой 5 миллионов долларов, а компания отпустила его с миром, не предъявив никаких претензий. Такая история выглядит фантастической, но, в конце концов, это внутреннее дело Qiwi. Но дальнейшее развитие событий уже вызывает удивление. В 2011 году майнинг был уже достаточно популярен, и в сети свободно распространялись программы для майнинга с открытым исходным кодом. Таким образом, единственное, что нужно было сделать – это адаптировать их под «железо» терминалов QIWI. И то, что эту задачу не смогло решить целое подразделение, хотя с ней ранее справился один человек, делает не лучшую рекламу техническим специалистам Qiwi, пусть и шесть лет спустя. Но самые главные нестыковки скрываются в технической стороне.
Действительно, в 2011 году (скорее в начале, чем в конце) 100 тысяч терминалов, даже обладающих весьма скромными вычислительными возможностями, представляли в майнинге биткоина большую силу. На начало 2011 года сложность майнинга в сети Биткоина составляла около 16 тысяч единиц, а в конце года – уже 1.15 миллиона единиц. Таким образом, за год она выросла более чем в 70 раз хотя эта цифра выглядит достаточно скромной с учетом начавшегося именно в начале 2011 года бума майнинга на видеокартах. Если бы QIWI в то время действительно всерьез решила заняться майнингом – для получения мощности хэширования, эквивалентной всей терминальной сети, достаточно было приобрести и запустить несколько сотен видеокарт, с чем в то время успешно справлялись даже индивидуальные майнеры.
И, наконец, самое главное – совершенно несоразмерная сумма биткоинов, приписываемых таинственному гению майнинга. В 2011 году награда за блок биткоинов составляла 50 BTC, что при средней частоте блока в 10 минут дает 7 200 BTC в сутки. Таким образом, для получения 500 000 BTC потребовалось бы почти 70 суток, то есть почти 2.5 месяца, тогда как по информации Сергея Солонина все они были добыты за три месяца. Но даже в этом случае нужно было обладать 100% хэшрейта сети, в то время как весь “ботнет” из 100 тысяч терминалов едва ли мог обеспечить более нескольких процентов (по приблизительным подсчетам, в середине 2011 года в сети работали мощности, эквивалентные 5-7 тысячам топовых на тот момент видеокарт Radeon HD 5870 или 270 тысячам процессоров Core 2 Quad 6600, вычислительные возможности которых не сопоставимы с параметрами оборудования терминалов).
Кроме того, еще более сомнительным выглядит утверждение пресс-службы QIWI о том, что все «неправедно добытые» биткоины были безвозвратно утеряны. Если этот анонимный майнер отказался предоставить компании информацию о своих средствах, то она никак не может их отследить. И. что более важно – блокчейн завоевал такую популярность именно потому, что в нем ничего не исчезает бесследно. И такая огромная сумма, как 500 000 BTC, то есть почти пятую часть всех добытых за 2011 год биткоинов, не могла не привлечь внимания, оставаясь без движения столь длительное время. Даже самому Сатоси Накамото, который долгое время майнил без всякой конкуренции, приписывается немногим более 1.1 миллиона биткоинов. Таким образом программист из Qiwi теперь якобы обладает (или безвозвратно потерял?) практически половиной богатства Сатоси.
Вся эта история выглядит слишком невероятной, чтобы считать все приведенные в ней цифры достоверными. Вполне возможно, что в нее вкралась ошибка из одного или двух нулей, которые сами по себе, как известно, ничего не стоят, но могут в корне изменить взгляд на все изложенное выше. Но если сегодня день безумных предположений… стоит вспомнить, что именно в июне 2011 года появилась таинственная русскоязычная биржа криптовалют BTC-e, с которой до сих пор происходят самые невероятные события.
Источник: bits.media
Discussion about this post