Верховный суд (ВС) РФ собирается сориентировать суды на то, чтобы они учитывали возможность использования криптовалюты в схемах легализации денежных средств, полученных преступным путем.
“Предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса (УК) РФ, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления”, – говорится в проекте постановления пленума ВС РФ, который обсуждается во вторник. Упомянутые статьи предусматривают ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с полученными в результате преступления активами с целью придания им правомерного вида.
Проект постановления пленума ВС РФ вносит коррективы в “антилегализационный” документ 2015 года. Основой для изменения являются рекомендации межправительственной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Она рекомендует странам определять и оценивать риски отмывания денег или финансирования терроризма, которые могут возникнуть в связи с разработкой новых продуктов, новой деловой практики, использованием новых или развивающихся технологий.
В российском законодательстве понятие криптовалюты не закреплено. Ранее об отсутствии необходимости в особом правовом регулировании криптовалюты высказывался Минюст. По мнению главы министерства Александра Коновалова, криптовалюта в полной мере отвечает понятию “иного имущества”. Конституция РФ и действующее законодательство “категорически не допускают криптовалюту в качестве средства платежа”, обращал внимание он.
Схожую позицию высказывают и суды, например, Девятый арбитражный апелляционный суд в деле о включении содержимого криптокошелька в конкурсную массу физлица-банкрота. “Поскольку, как обоснованно указывает финансовый управляющий, действующее гражданское законодательство не содержит понятия “иное имущество”, упомянутое в статье 128 Гражданского кодекса (ГК) РФ, с учетом современных экономических реалий и уровня развития информационных технологий допустимо максимально широкое его толкование”, – указал суд.
На прошлой неделе комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект, вводящий в Гражданский кодекс (ГК) РФ понятие “цифровые права” и регулирующий определение смарт-контрактов, а также ряд других определений, присущих цифровой экономике, в том числе Big data. Норм, касающихся криптовалюты, в документе нет.
Строгость наказания по статьям 174 и 174.1 УК РФ (от 120 тыс. рублей штрафа до семи лет лишения свободы) зависит в том числе и от суммы, которую человек пытался легализовать. Крупным размером считается сумма или стоимость имущества от 1,5 млн рублей, а особо крупным – от 6 млн рублей.
ВС РФ предлагает определять размер сделок с активами, полученными преступным путем, исходя из фактической стоимости имущества на момент начала осуществления с ним финансовых операций или сделок, а если их несколько, то на момент первой из них. “При отсутствии сведений о фактической стоимости имущества она может быть установлена на основании заключения специалиста или эксперта”, – говорится в проекте.
При осуществлении легализации преступных доходов в иностранной валюте их размер должен определяться по курсу Банка России на момент начала финансовых операций или сделок.
Проект постановления ВС РФ предлагает также уточнить практику привлечения к ответственности за легализацию лиц, которые впервые совершили преступления небольшой и средней тяжести и получили возможность избежать приговора и судимости, возместив ущерб и вред. Им по инициативе ВС РФ назначается “мера уголовно-правового характера” – судебный штраф. Однако, как следует из проекта постановления пленума, если затем человек попался на легализации активов, полученных от преступления, то ему может грозить уголовное наказание.
Источник: ru.investing.com