Investing.com − Согласно законопроекту «О цифровых финансовых активах», внесенному в Госдуму, криптовалюты не получат статус законного платежного средства, а будут рассматриваться лишь как цифровые активы. Кроме того, законопроект предполагает обязательную идентификацию владельцев электронного кошелька. Майнинг будет считаться предпринимательской деятельностью в случае перерасхода электричества. Участники рынка говорят, что законопроект требует существенной доработки.
В Госдуму внесен законопроект «О цифровых финансовых активах», регулирующий статус и использование криптовалют в России. Ознакомиться с документом можно на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности. Законопроект был внесен группой парламентариев под руководством Анатолия Аксакова, главы комитета Госдумы по финансовому рынку. Законопроект согласован с Минфином, Банком России и Минэкономразвития. Аксаков рассчитывает, что документ будет принят в первом чтении в апреле, во втором и третьем − в мае-июне.
Документ основан на проекте, опубликованном Минфином в конце января. Тогда министерство сообщило о принципиальном разногласии с Банком России по обмену цифровых активов на рубли и иностранную валюту: Минфин настаивал на разрешении таких сделок и с криптовалютами и с токенами, определяемыми криптовалюты, выпускаемые для привлечения финансирования, Банк России – только с токенами, опасаясь, что иначе владельцы криптовалют получат возможность легализовать сомнительные транзакции, проведенные ранее. В новой редакции разрешается обмен на фиатные деньги только токенов, однако устанавливается, что Банк России по согласованию с правительством определит возможность обмена и «иных цифровых финансовых активов» в определенных случаях.
Сделки по обмену цифровых активов на рубли или иностранную валюту смогут осуществлять только специальные операторы – юридические лица, имеющие полномочия осуществлять виды деятельности, перечисленные в законах «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».
Законопроект законодательно закрепляет понятия «криптовалюта» и «токен», определяет их как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств (с той разницей, что криптовалюта имеет множество эмитентов/майнеров, а токен – одного эмитента), и прямо исключает использование цифровых финансовых активов в качестве законного средства платежа. В документе также фиксируется статус майнинга, смарт-контрактов, ICO и прочих элементов крипторынка.
Так, майнинг приравнивается к предпринимательской деятельности в случае, «когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации», гласит законопроект.
Законопроект устанавливает порядок проведения первичного предложения токенов: эмитент должен выпустить публичную оферту и инвестиционный меморандум. Таким образом, процедура ICO станет более прозрачной: раскрываются цели привлечения инвестиций, участники и учредители. Максимальная сумма, на которую неквалифицированные инвесторы смогут приобретать токены в рамках одного выпуска, будет определяться Банком России. В первоначальной редакции Минфина лимит был определен в 50 тыс. рублей. Сделки с токенами, осуществленные в ходе ICO, будут фиксироваться с помощью смарт-контрактов. Смарт-контракты признаются в законопроекте законным видом договора, который заключается в электронной форме и выполняется с помощью цифровых технологий.
Операции с криптовалютами будут проводиться с помощью цифровых записей и цифровых транзакций – эти понятия также вводятся законопроектом, как и понятия реестра цифровых транзакций и распределенного реестра цифровых транзакций. Доступ к распределенному реестру может осуществляться через электронный кошелек. Владельцев электронных кошельков обязуют идентифицироваться, чтобы исключить случаи отмывания денег. Вводится понятие валидатора – лица, которое занимается подтверждением подлинности записей в распределенном реестре, то есть их валидацией.
«Отсекутся недобросовестные участники, меньше станет простора для создания серых схем и желания реализовывать их. А добросовестным участникам этого современного сегмента финансового рынка новый закон принесет только пользу. И самому рынку, и его участникам», – полагает Михаил Грачев, финансовый консультант TeleTrade.
Но не все участники рынка разделяют его энтузиазм. По мнению Григория Клумова, со-основателя платформы Stasis.net, «законопроект сырой, и опубликованный текст нельзя назвать полноценным законом о финансовых активах». «Определение токенов не совсем корректное, так как не все токены выпускаются для привлечения финансирования. Непонятен и статус коинов (Dash, BTC). Кроме того, Минфин игнорирует мировую тенденцию разделения токенов на четыре типа: утилити, ценная бумага, аппликейшн и обеспеченный активами. Подобные тенденции разделения практикуют такие страны как Япония, Швейцария, Мальта, Казахстан», – говорит он. Клумов добавил, что приравнивать смарт-контракт к обычному договору некорректно, поскольку «участники и подписанты обычного договора защищены юридически, а вот подписанты смарт-контракта – нет».
Анатолий Князев, со-основатель инвестиционной компании EXANTE и основатель хедж-фонда Bitcoin Fund, также считает, что проект требует существенной доработки. «Документ не учитывает всей специфики криптоактивов и международных финансовых рынков, а пункты об идентификации владельцев электронных кошельков и отказе криптоактивам в статусе законного платежного средства будут мешать развитию финтеха в России. Логичным шагом, на мой взгляд, является обложение майнинга налогом, поскольку майнинг как и любая другая предпринимательская деятельность должен облагаться налогом», – рассуждает Князев.
Независимый финансовый аналитик Виталий Калугин считает, что запрет на расчеты и присвоение криптоактивам статуса имущества может иметь «неприятные последствия», в частности, «налоги более широкого спектра, чем они могли бы быть при статусе денег». «Это может быть и НДС, и налог на имущество, и прочие имущественные. Да, я, конечно, нарочно перегибаю. Но насчет НДС вполне возможно. И уж точно будет налог на прибыль. Для юридических лиц. И НДФЛ – для физических. Тем, кто отмахивается от закона на основании того, что токены и коины выпущены в чужих юрисдикциях и торговать ими никто не запрещает, напоминаю, что вы-то налоговые резиденты РФ, и рано или поздно попадетесь. Так что связываться ли с криптобиржами или нет – ваш риск», – говорит он.
Источник: ru.investing.com
Discussion about this post